В марте 1999 года швейцарец Бертран Пиккар (
Bertrand Piccard)
и англичанин Брайан Джонс (Brian Jones) совершили первое в мире успешное
беспосадочное кругосветное путешествие на воздушном шаре Breitling Orbiter
3.
Тогда их полёт называли последним большим авиационным приключением
двадцатого века.
Пилотам
придётся держаться повыше, чтобы избежать опасных встреч с
грозами (иллюстрация
solar-impuls.com). |
| |
|
После успешного приземления капсулу
установили в Смитсоновском аэрокосмическом музее в Вашингтоне, неподалёку
от "Аполлона" и знаменитых самолётов братьев Райт (Wright Brothers —
первый моторный полёт), Чарльза Линдберга (Charles Lindbergh — первый
перелёт через Атлантику на самолёте) и Чака Егера (Chuck Yeager —
первое преодоление звукового барьера).
Тот же вызов возможностям человека, только теперь в сочетании с
актуальной и модной заботой об окружающей среде, читается в новом проекте
Пиккара— "Солнечный импульс"
Самолёт должен использовать только солнечную энергию, а ночью лететь на
аккумуляторах. Авторы проекта утверждают, что авиационные рекорды —
не самоцель. Главное — привлечь внимание людей к проблеме широкого
применения возобновляемых источников энергии.
Идеологический предшественник "Солнечного импульса" — беспилотный
самолёт NASA "Гелиос" Helios),
который разбился
летом 2003 года.
|
Солнечные
батареи разместят не только на крыльях, но даже на кабине
"Импульса" (иллюстрация
solar-impuls.com). | |
|
Всю поверхность крыльев этого аппарата
покрывали солнечные батареи. Но в том полёте, что симптоматично, на
"Гелиосе" испытывали специальные топливные элементы.
Они должны были днём накапливать электроэнергию, идущую от солнечных
батарей — за счёт разложения воды и последующего использования
водорода для выработки нужной мощности — ночью или просто в плохую
погоду.
Точные причины аварии "Гелиоса" не установлены и сегодня, но с плохо
скрываемой печалью в голосе, учёные поясняют, что поиск наилучшего способа
сохранения "дневной" энергии для ночного полёта — это и есть самый
важный вопрос для дальнейшего развития технологии беспилотных самолётов на
солнечных батареях.
Инженеры мечтают о таких аппаратах, которые были бы способны неделями
парить в небе, чтобы брать пробы воздуха, или выискивать вражескую технику
в театре военных действий или, к примеру, служить ретрансляторами. И при
этом, желательно, не нести на борту обузу в виде бака с традиционным
топливом.
|
Ночные
полёты — самая рискованная часть затеи (иллюстрация
solar-impuls.com). |
Однако, до сих пор ни один летательный аппарат, использующий лишь
энергию Солнца, не смог провести в воздухе ночь.
Пиккар же настроен оптимистично и буквально шагает через ступени. Он
ведь сразу замахнулся на куда более сложную задачу — постройку
пилотируемого "наследника" безвременно погибшего Гелиоса.
Бертран
Пиккар перед рекордным полётом на воздушном шаре (фото
bertrandpiccard.com). |
| |
|
Официальный научный партнёр
проекта — Швейцарский федеральный институт технологии в Лозанне (
EPFL), принимавший участие также и в
подготовке полёта Breitling Orbiter 3.
Именно здесь будут создавать и испытывать новые сверхлёгкие материалы,
аккумуляторные батареи, солнечные элементы и многое другое.
В 2004 году партнёры намерены построить первый образец самолёта, а в
2006-м — поднять его в воздух. К 2007 году создатели "Импульса"
предполагают научить его держаться в воздухе целую ночь в рамках
36-часового полёта.
В этом же году у первого самолёта появится близнец, и обе машины начнут
сверхдальние полёты. Ориентировочно — в 2009 году.
|
Пиккар — это не только фамилия, но и кусочек
мировой истории (фото
bertrandpiccard.com). | |
|
Одним из самых любопытных узлов
солнечной машины будет система управления. Если робототехники из Лозанны
справятся с заданием, то Пиккар получит компьютеризированный жилет,
позволяющий чувствовать самолёт буквально всем телом.
Силовое напряжение в каком-либо крыле вызовет пропорциональное давление
на соответствующую сторону корпуса пилота.
И, напротив, машина будет ощущать самочувствие человека и даст ему
знать, если тот испытывает утомление, стресс и тому подобное.
В общем, полное взаимопонимание человека и самолёта — залог успеха
миссии.
А в успех хочется верить, ведь Бертран Пиккар — представитель
славного семейства. Его дед Огюст Пиккар установил в 1932 году рекорд
подъёма на высоту 16 тысяч 370 метров на стратостате собственной
конструкции.
Breitling
Orbiter 3 над Швейцарскими Альпами (фото
earthsci.terc.edu). |
| |
|
Именно Огюст, кстати, и изобрёл
герметичную гондолу.
Отец Бертрана Жак Пиккар установил в 1960 году никем до сих пор не
побитый рекорд погружения в океан на 10 тысяч 919 метров (дно впадины
Челленджер в Марианском желобе). Уникальный батискаф "Триест", доставивший
Жака и его напарника американца Дональда Уолша (Donald Walsh) в пучину,
был построен Огюстом и Жаком Пиккарами в 1953 году.
И характерно, что изобретателем первого в мире батискафа (1948 год) был
опять-таки Огюст Пиккар.
<<
НАЗАД В СПИСОК СТАТЕЙ