Стили направления в архитектуре.
Египетское искусство.
Исторический тип
искусства, один из самых древних на Земле.
История Египта начинается в 4 тыс. до н.э.,
когда Центральная и Северная Европа еще жила в
каменном веке, а слово <Эллада> не
появилось на свет. В VII в. до н. э. в дельте
Нила была основана греческая колония Навкратис.
В 332 г. до н. э. после завоевания Египта
Александром Македонским началась его
эллинизация, но египетское искусство успело до
этого времени оказать существенное воздействие
на формирование и развитие искусства греков.
ЕГИПЕТСКОЕ ИСКУССТВО - (греч.
Aiquptos от егип. Ht-k, -pth, вавилонск.
Hikuptah - <стена духа Птаха>, одно из
названий т. Мемфиса) - исторический тип
искусства, один из самых древних на Земле.
История Египта начинается в 4 тыс. до н.э.,
когда Центральная и Северная Европа еще жила в
каменном веке, а слово <Эллада> не
появилось на свет. В VII в. до н. э. в дельте
Нила была основана греческая колония Навкратис.
В 332 г. до н. э. после завоевания Египта
Александром Македонским началась его
эллинизация, но египетское искусство успело до
этого времени оказать существенное воздействие
на формирование и развитие искусства греков.
В 30 г. до н.э. Египет стал
римской провинцией. В 642 г. завоеван арабами, и
в последующем эта страна развивалась в мире
мусульманской культуры, иной по содержанию и
художественным формам. Искусство Древнего Египта
столь оригинально и значительно - оно пережило
древнеегипетское государство, - что в
наименовании <древнеегипетское искусство>
без ущерба для смысла возможно опустить частицу
<древне->. Египет расположен на
северо-востоке Африки, по течению р. Нил (ок.
1200 км, наибольшая ширина реки в дельте - 25
км). Нил впадает в Средиземное море (одна из
версий происхождения названия страны - от финик,
ai-gabt - изогнутое побережье, дельта реки).
Древнегреческий историк Геродот
(ок. 484-425 гг. до н.э.) называл Египет страной
<недавнего происхождения> и <даром
реки>. Жизнь египтян и расцвет их культуры
зависели от плодородного черного ила, который
приносили регулярные разливы великой реки.
Отсюда египетское название страны (егип. Та
Kemet - <Черная земля>). Сохранности
культуры способствовала относительная изоляция
от враждебных соседей - ближайшими соседями
египтян были пустыня и море. В этом оазисе
взаимодействовали четыре расы: малорослые жители
Восточного Средиземноморья, крепкого сложения
кроманьонцы (их следы находят и в других частях
Африки), негроиды и пришлые семиты из Передней
Азии. Жизнь древних египтян складывалась в
противоборстве кочевников-скотоводов и оседлых
земледельцев. Эта особенность отразилась в
символике короны египетских фараонов, состоящей
из двух частей: красной (вначале - черной, цвета
нильского ила), украшенной изображением змеи, -
символ Нижнего (по течению реки)
земледельческого Египта, и верхней белой части с
изображением коршуна - символ Верхнего Египта,
страны скотоводов. Этот дуализм олицетворяли
египетские боги: Осирис (бог растительности) и
его злой брат Сет (бог пустыни и диких зверей;
сравн. <Каин убивает своего брата Авеля>).
В древнегреческой мифологии прародителем,
эпонимом Египта считался Эгипт, сын Бела, брат
Даная, отец 50 сыновей - Эгиптиад, которые силой
взяли в жены Данаид. Человеку, для которого
родными являются более молодые культуры,
египетская всегда будет казаться загадочной и
непонятной, таинственной. Хронология Древнего
Египта также проблематична. Первые письменные
памятники датируются 3 тыс. до н.э., периодом
объединения Верхнего и Нижнего Египта. История
правителей страны - фараонов (др.-егип. Рег-о -
<Большой дом>) - была записана ок. 280 г.
до н.э. египетским жрецом Манефоном на греческом
языке.
После додинастического периода
(4 тыс. до н.э.) научная хронология выделяет
эпоху Древнего Царства 3000-2263 гг. до н. э.,
или I-VI династий (в ином варианте в эпоху
Древнего Царства включаются только III-VI
династии). Далее следует переходный период смут
и раздробленности страны (2263-2040 гг. до н.э.;
VII-Х династии). Датировки Древнего Царства,
которых придерживаются разные ученые, расходятся
(от 360 до 150 лет). Период Среднего Царства,
возрождения государства новой Фиванской
династией фараонов, обычно датируется 2160-1785
гг. до н.э. (XI-XII династии). Затем следует
второй переходный период (1785-1580 гг. до н.э.;
XIII-XVII династии). Новое Царство, 1580-1085
гг. до н.э. (XVIII-XX династии), начинается
изгнанием племени гиксосов, ослабивших Египет
после XVII династии, и объединением Верхнего и
Нижнего Египта под властью Фив. Эпоха Нового
Царства включает период <египетского
Возрождения> при фараоне XVIII династии
Эхнатоне (1424-1388). Период раздробленности и
междоусобных войн именуется третьим переходным
периодом (1085-715 гг. до н.э.; XXI-XXIV
династии). В Позднем Царстве (715-332 гг. до
н.э.; XXV-XXXI династии) выделяется период
объединения страны под властью XXVI Саисской
династии. В 525 г. до н.э. Египет был захвачен
персидским царем Камбизом II. После покорения
Египта в 332 г. Александром Македонским страной
правили цари династии Птолемеев.
Древнее Царство называют
<веком пирамид>, это <молодость
Египта>. <Именно тогда было создано все
самое великое, - писал французский египтолог П.
Монтэ, - Среднее Царство - период лабиринта...
Саисское Возрождение - сложное время кризиса,
когда... египтяне слишком увлеклись мумификацией
животных и переписыванием заклинаний>.
История Египта туманна, а хронология настолько
условна, что время египетской культуры принято
измерять не годами и даже не столетиями, а
порядковыми номерами династий. Так, по расчетам
американского историка И. Великовского,
опиравшегося на сравнительный анализ подлинных
литературных источников, фараон Эхнатон должен
был жить не в XIV, а в IX в. до н.э., через
двести лет после Моисея. В таком случае история
Египта оказывается неоправданно удлиненной на
пять с половиной столетий.
По убеждению историка,
египетская царица Хатшепсут и царица Савская
(ок. 950 г. до н.э.) - одно и то же лицо. После
смерти израильско-иудейского царя Соломона (928
г. до н.э.) египетский фараон Тутмос III (XVIII
династия, сын Хатшепсут-Савской) разграбил
Иерусалимский храм (упоминание об этом событии
совпадает в хрониках обеих стран). Религиозная
реформа фараона-отступника Эхнатона может быть
объяснена влиянием учения Моисея. И. Великовский
доказывает, что эллинский миф об Эдипе из
греческих Фив - это рассказ об Эхнатоне из Фив
на Ниле (рассказы совпадают во всех деталях).
Есть и другие гипотезы, вплоть до ошеломляющих
астрономических расчетов, проведенных на основе
анализа памятников египетского искусства,
сдвигающих эпоху Древнего Египта на время IX-XV
вв. н.э. Еще одна тайна Египта - отношение самих
египтян к времени и вечности. П. Монтэ пишет об
этом так: <Древние египтяне заботились о
своих богах и мертвецах больше, чем о живых.
Когда они воздвигали новый храм, "обитель
миллионов лет", строили на западе Фив гробницы,
"дома вечности", они, не считаясь ни с какими
расходами, привозили издалека камень, металлы и
драгоценное в этих местах дерево. Никакой
материал не казался им слишком прекрасным и
долговечным для этих сооружений, хотя сами они
жили в домах из кирпича-сырца, и только
настенная роспись в них имитировала камень и
металлы. Поэтому храмы и гробницы
просуществовали гораздо дольше, чем города, а в
наших коллекциях неизмеримо больше саркофагов и
стел, статуй фараонов и богов, чем бытовых
предметов живых египтян... Мы склонны думать,
что египтяне сразу рождались в погребальных
пеленах. Гастон Масперо, который первым перевел
любовные стихи, отметил, что ему было очень
трудно представить древнего египтянина в роли
влюбленного, стоящего на коленях перед своей
возлюбленной>.
Однако египетская лирика и
поэзия сохранились. Искусство Древнего Египта
возникло из идеи Вечной жизни. Вопреки
поверхностному впечатлению о мрачном,
мистическом характере этого искусства, нетрудно
увидеть, что египтяне были благодарны богам за
то, что жизнь на берегах Нила прекрасна, и
именно из-за любви к материальной жизни они
стремились художественными средствами обеспечить
блага этой жизни в вечности, в загробном мире.
Из-за жизнелюбия главной заботой египтян, прежде
всего в искусстве и религии, стало разрешение
проблемы смерти. Они не могли примириться с
фактом конечности (в математике египтяне
свободно оперировали понятием бесконечности и
иррациональными величинами). Жизнь должна быть
вечной! Эта идея воплощена в египетском
искусстве с поражающими воображение силой и
убедительностью. Ж. Кокто заметил: <Египет
держал глаза открытыми перед лицом смерти>.
Египетскому искусству чужда
суетливость и мелочность. То, что обычно
принимают за каноничность, на самом деле -
спокойная уверенность в близости Вечности.
Впервые в истории искусства человек оказался
способным преодолеть страх времени и
пространства и выйти за пределы материальной,
предметной действительности ради выражения
трансцендентных идей. Первый шаг был очень
простым: лучше всего вечные формы могут быть
воплощены в <вечных>, самых твердых
материалах. С фанатическим упорством египтяне с
помощью деревянных, смачиваемых водой клиньев,
медных пил с песком в качестве абразива
раскалывают, распиливают, шлифуют и полируют до
блеска гранит, базальт, диабаз. Второй шаг -
монументальность, и это качество достигается
столь же простыми средствами: иррациональным
пропорционированием в архитектуре и контрастом
масштабов разновеликих фигур, украшающих колонны
и стены храмов. Египетское искусство впечатляет
спокойным величием, значительностью и
классической завершенностью форм. Зародившись на
африканской земле, египетское искусство многое
передало античности. Оно не стало классическим
для истории искусства только по той причине, что
выработанные египтянами способы формообразования
в дальнейшем были заменены иными.
Европейцу, воспитанному на
классике античного искусства, довольно сложно
назвать стиль даже самых прекрасных произведений
египетского искусства стилем Классицизма. Это
справедливо, хотя <египетский стиль> имел
плодотворное развитие в искусстве европейских
стран в XIX и XX столетиях. Для характеристики
египетского искусства чаще используют слова:
канон, архетип, условность. Однако называть
египетское искусство каноническим или условным
было бы неверно, поскольку подобные определения
не раскрывают его особенностей. Изображения на
древних египетских фресках и рельефах
действительно кажутся застылыми, скованными. На
самом деле эта кажущаяся условность (в отличие
от условности изобразительного искусства вообще)
происходит от синкретизма, изначальной
целостности художественного творчества, еще не
разделенного на отдельные виды искусства. В
верованиях египтян первым художником был
создатель мира бог Птах (позднее его
отождествляли с греческим Гермесом, покровителем
искусств и ремесел).
Именно поэтому изображения в
египетском искусстве не просто условны, а
восходят к немногим архетипам, общим для всех
видов ремесла - строительству храмов и пирамид,
изготовлению амулетов и мебели, одежды,
монументальной росписи и косметики,
иероглифической письменности. Это основное
стилистические качество создает ощущение
удивительной целостности. Так архетип зеркальной
симметрии повторяется в изображениях
<Мирового дерева>, креста анх, знака джед
и мотивах растительного орнамента. Его можно
видеть в лотосовидных колоннах египетских
храмов, в декоре мебели, форме обелиска и
<пирамидионе> - изображении камня Бен-бен,
на который, по преданию, взошло солнце.
Следующей важной особенностью египетского
искусства является тотемизм. В отличие от
религии древних греков, уподоблявших своих богов
человеку, у египтян изображения животных не
превращались в атрибуты божеств, а становились
их ипостасями (греч. hypo-stasis - предстояние,
сущность, лик) - воплощениями божества. Отсюда
особая символика и многие формы, кажущиеся
причудливыми.
Способом формообразования в
этих случаях становится разновидность
<комбинаторного формосложения>, способ,
позднее, в эпоху греческой классики, названный
метафорой (греч. metaphor a - перенос).
Характерный прием - <замена голов> в
изображениях божеств и произвольное сочетание
несоединимых в действительной жизни элементов.
Богиня Сохмет изображается в виде женской фигуры
с головой львицы, Бастет - с головой кошки, бог
Хнум - с головой барана. Отдельно изображаются
руки богини Нут, охватывающие змея - уробороса.
Богиня неба Хатор, обычно изображаемая в виде
коровы, может быть показана только рогами. Ка -
частица души фараона - представляется
человеческой фигурой, на голове которой еще одна
пара рук соединена самым фантастическим образом.
Отдельно изображаются ноги, к которым
присоединяются головы животных. Тело змеи имеет
голову сокола Гора. Аналогии подобным
изображениям можно найти только в
древнеамериканском искусстве; такие смелые
метафоры редко встречаются в других исторических
типах искусства. Особенная египетская символика,
осуществленная восхождением от отдельных
природных форм к божественному целому, сравнима
с византийским апофатизмом, но способ
формообразования здесь иной, чем тот, который
был позднее сформирован эллинистической
традицией.
Канон египетского искусства
складывался в течение длительного времени.
Рисунки на остраках (черепках, плитках)
додинастического периода и времени IV династии
Древнего Царства показывают полное отсутствие
какого-либо канона и непосредственность
рисования с натуры. В мастабах (ранние формы
гробниц) I династии в Саккара обнаружены
<скульптуры>, которые свидетельствуют о
прохождении египетским искусством стадии
<натурального макета>. Как и в древней
Месопотамии, в них используется соединение
<макета> головы быка с вставленными в него
настоящими рогами. От стадии <натурального
макета> осуществляется постепенный переход к
поиску оптимальных способов симультанного
изображения - наилучшего показа одновременных
проекций формы с разных точек зрения на
плоскость. Даже в относительно поздний период, в
настенных росписях Фив времени XVIII династии
Нового Царства (ок. 1200 г. до н.э.), фигуры
людей и животных изображаются произвольно, в
разных сочетаниях фронтальных и профильных
проекций, без определенной системы. Головы чаще
показываются в профиль, плечевой пояс - то в
фас, то в ракурсе. Рядом располагаются
натуральные и абстрагированные формы,
встречаются <плавающие, кочующие> детали,
не имеющие определенного значения в композиции.
Отсутствует ясный принцип пространственной
взаимосвязи различных частей изображения. Но
гораздо ранее, в рельефах палетки фараона
Нармера I династии (ок. 3000 г. до н.э.), ясно
прослеживается канон: разномасштабность фигур в
зависимости от их иерархии, поясное
расположение, показ головы и ног фигур в
профиль, плечевого пояса в фас. Причем этот
канон (греч. kanon - правило, закон)
распространяется в палетке Нармера на
изображение фараона, но не на пленных рабов. Это
правило, сохранявшееся и далее, говорит о том,
что канон - понятие не художественное, а
идеологическое (само слово появляется только в
позднюю эпоху, в текстах храма Гора в Эдфу; I в.
до н. э.).
Канон устанавливает связь
выработанных историей искусства способов и
приемов изображения с предписываемым извне
содержанием, официальной иконографией,
нормативной эстетикой, требованиями культа.
Канон существует в системе правил и предписаний,
он консервирует, останавливает развитие
художественного мышления. Творческий метод и
стиль, напротив, развиваются. Вот почему
египетское искусство нельзя называть
каноническим. Оно развивалось медленно, но не по
канонам. Примечательно, что в переходные периоды
между эпохами Древнего, Среднего и Нового
царств, времени ослабления централизованной
власти каноны исчезали, но художественные
традиции сохранялись. В результате появлялось
ощущение незавершенности, переходности стиля. В
период Амарны канон был отвергнут совсем. В
эпоху Древнего Царства столицей объединенного
Верхнего и Нижнего Египта стал город Мемфис в
начале дельты Нила.
С эпохой фараонов III-IV
династий Древнего Царства связано строительство
гигантских пирамид - единственного из <Семи
чудес света>, сохранившегося до нашего
времени. Этот факт говорит об их прочности и
совершенстве. Пирамида, имеющая в основании
правильный квадрат,- уникальная в истории
архитектуры форма, в которой понятия конструкции
(геометрической основы) и композиции (образной
целостности) оказываются тождественными. Это
вершина искусства геометрического стиля и вместе
с этим - идеальное воплощение египетского
канона. Простота и ясность формы пирамиды
выводят ее из исторического времени. Именно так
следовало бы прочесть крылатую фразу: <Все на
свете боится времени, а время боится
пирамид>. Известно, что классическая форма
пирамиды сложилась не сразу. Одна из ранних
пирамид фараона Джосера в Саккара (III династия,
ок. 2750 г. до н.э.), возведенная зодчим
Имхотепом по расчетам Хеси-Ра, имеет ступенчатую
форму, как бы составленную из семи мастаб, и
прямоугольное основание. От ступенчатой формы
отошел фараон IV династии Снофру, отец Хуфу,
строителя самой высокой и знаменитой пирамиды.
Снофру строил две пирамиды в Дашуре. Третья
строилась в Медуме - она была начата раньше, но
при Снофру переделана из ступенчатой в
правильную. Длительное время большие пирамиды
считались гробницами фараонов. В их
<погребальных камерах> действительно
находили пустые саркофаги, но ни в одной из них
не было мумии фараона, надписей, свидетельств
того, что это гробницы.
Между тем в других скальных и
подземных гробницах такие надписи присутствуют
во множестве - с подробной титулатурой фараонов,
текстами из <Книги мертвых>. Внутри
больших пирамид в Гйзе, севернее Мемфиса и
Саккара, можно найти множество надписей -
граффити, но это обычные пометки строителей,
такие делаются и сейчас, чтобы было ясно, какой
камень куда ставить. Ни одного имени фараона! На
вопрос, зачем нужны были столь огромные
<гробницы>, в археологии только в
последние годы появляются аргументированные
ответы. Самая большая пирамида - фараона Хуфу
(ок. 2700 г. до н.э.), египтяне называли ее
<Ахет Хуфу> (<горизонт Хуфу>; греч.
Хеопс) - сложена из 2 млн. 300 тыс. каменных
глыб, от 2,5 до 15 тонн каждая. Сторона
основания <великой пирамиды> - 230,3 м,
высота - 147 м (теперь из-за утраченной вершины
и облицовки - 137м). Внутри пирамиды свободно
разместятся собор Св. Петра в Риме (самый
большой в мире), собор Св. Павла в Лондоне и
собор Св. Стефана в Вене. По свидетельству
древнегреческого историка Геродота, только для
строительства дороги, по которой перетаскивали
каменные глыбы к строительной площадке,
потребовалось десять лет, а саму пирамиду
возводили двадцать лет. Но рассказы о том, что
на строительстве трудились исключительно рабы,
не подтверждаются фактами.
В 820 г. по приказу сына
легендарного Гаруна-аль-Рашида халифа Мамуна
воины в течение нескольких недель пробивали в
пирамиде отверстие (вход, обычно располагавшийся
с северной стороны, был тщательно замаскирован).
Проникнув внутрь, они обнаружили пустой саркофаг
без крышки. Такой же кенотаф найден в подземелье
разрушенной пирамиды рядом с пирамидой Джосера.
Одна из гипотез, которая называется
<солнечной>, предполагает символический
смысл этих сооружений. В Каирском музее хранятся
<пирамидионы>, камни, находившиеся на
вершинах пирамид и олицетворявшие Солнце. Такие
же пирамидальные формы венчают обелиски,
связанные с культом Солнца. Облицовка пирамид в
древности была отполирована и сверкала как
зеркало, отражая солнечные лучи. Так называемые
вентиляционные шахты, наклонные каналы внутри
пирамиды Хуфу, имеют астрономическую ориентацию.
Одна направлена на пояс Ориона, связывавшийся с
культом Осириса, другая - на Сириус, звезду
богини Исиды. Три большие пирамиды - Хуфу, Хафра
и Менкаура - ориентированы по сторонам света и
расположены на одной диагональной оси. Общее
число открытых пирамид - 67, все они возведены
недалеко друг от друга и не на самом удачном, со
строительной точки зрения, месте - на краю
каменистого плато (в отдельных случаях
приходилось укреплять его специальными
стенками). Но зато <карта> пирамид в
точности повторяет карту звездного неба. Семь
ступеней пирамиды Джосера соответствуют семи
известным египтянам планетам и семи
символическим ступеням человеческой жизни в
загробном мире. Подобно вавилонским зиккуратам,
они раскрашивались в разные цвета. Верхняя
ступень была позолочена. В <Текстах
пирамид> эти сооружения именуются <горами
звездных богов>.
Форма пирамиды - идеальная
геометрическая абстракция, символ вечности,
абсолютного покоя. Это не архитектура и тем
более не емкость для хранения тела.
Выразительность пирамиды - в ее внешней форме,
не согласующейся ни с какой утилитарной
функцией, но родственной многим другим
символическим постройкам Древнего Мира.
Существует версия об использовании пирамид для
Мистерий Посвященных и в качестве аккумуляторов
космической энергии, объясняющая биомагнитные
свойства, воздействующие на психику человека,
находящегося внутри. Многие функции пирамид
связаны с использованием свойств симметрии и
иррациональных отношений величин. Вокруг пирамид
было множество других построек - храмов, мастаб,
аллей сфинксов, образующих целый город.
Заупокойный храм у пирамиды Хафра имеет зал,
потолок которого поддерживают монолитные
гранитные пилоны. На них положены горизонтальные
массивные блоки. Эта конструкция повторяет
мегалитическую и вместе с этим является
прообразом древнегреческого ордера. Интересна
архитектура <солнечных храмов>, сочетающих
формы мастабы и обелиска. <Ни одно искусство
не создавало столь простыми средствами такого
впечатления подавляющей грандиозности>, -
писал историк архитектуры О.Шуази. Чувство
устойчивости, долговечности достигалось умелым
использованием масштабности - нерасчлененной
массы стены, пилона, на фоне которых цветом и
светотенью выделялись немногие мелкие детали.
Далее О.Шуази пишет: <Форма деревянной
конструкции повторяется в глиняных постройках, а
формы последних накладывают свой отпечаток на
каменное зодчество... Ребра наружных стен домов
укреплялись связками тростника, а наверху
гребень из пальмовых ветвей защищал край
глиняной террасы>. Такой гребень был
перенесен в каменное строительство в виде
выдолбленного из песчаника карниза с выкружкой,
получившего название <египетское горло>.
По сохранившимся относительно
поздним памятникам - храмам с двумя
симметричными пилонами у входа, имеющими
наклонные очертания усеченной пирамиды, - можно
судить об их происхождении от глинобитных
построек. В эпоху Среднего Царства уже не
строили больших пирамид, зато получил развитие
тип <колонного храма> и скальной гробницы.
Переходную форму представляет собой усыпальница
Ментухотепа I (XI династия) в Дейр-эль-Бахри
(позднейшее арабское название местности близ Фив
в среднем течении Нила). Небольшие пирамиды (до
60 м высоты) возводили из сырцового кирпича. В
пещерных храмах Бени-Хасана (XII династия)
использованы многогранные столбы с квадратной
капителью, напоминающей абаку греческого
дорического ордера. <Но этот ордер,
воспроизводящий деревянную конструкцию, впервые
встречается в условиях, вполне естественно
объясняющих его форму... Это тип блиндированной
галереи, встречающейся в шахтах... Колонна
представляет здесь деревянный столб, капитель -
деревянную подушку, играющую роль клина,
архитрав и настил - балки и накат в системе
блиндажа>. Стены внутри гробниц украшались
росписями и рельефами, в углубления которых
втерта цветная паста. В знаменитых храмах Амона
в Фивах эпохи Нового Царства (XVIII династия)
пропорции фасада и плана определяются
отношениями двусмежного квадрата и его
диагонали. Объемы храмов с чередующимися
открытыми и закрытыми пространствами
нанизывались на одну продольную ось и своей
композицией выражали контрастные идеи движения и
пребывания в пространстве. Гипостйлъный
(<подколенный>) зал храма Карнака имеет
144 мощные колонны и разделен на три
<нефа>. Центральный, более высокий,
поддерживают колонны (19, 26 м высотой),
капители которых изображают распустившийся
цветок папируса, боковые колонны- с капителями в
виде бутонов. В стенах не делали окон.
Освещались храмы за счет небольших проемов под
самой кровлей стен более высокого центрального
<нефа> (как спустя столетия в романских
соборах Западной Европы). Форма колонн
изображала связанные вместе стебли папируса или
лотоса, с поперечной перевязью под капителью.
Изобразительный характер подчеркивался сужением
внизу опоры в ущерб конструктивной логике и
прочности. Между капителью в форме
распустившегося цветка и архитравом перекрытия
египтяне помещали маленькую плиту-абаку, не
видную снизу и создававшую зазор между потолком
и колонной. В результате казалось, что потолок
храма, расписанный под синее ночное небо с
золотыми звездами, парит в пространстве. Колонны
покрывались слоем грунта и расписывались; они
были расставлены так тесно, что с любой точки
зрения, где бы ни находился человек, между ними
не видно просветов. В сумраке храма возникало
впечатление сплошного каменного леса,
увеличенных до невероятного размера зарослей.
Образ стены каменных лотосов не соответствовал
действительной строительной конструкции - идея,
в корне противоположная той, что породила
гигантские пирамиды, где конструкция и
композиция совпадают.
Помещения храмов, открытые
дворы, аллеи сфинксов не представляли собой
законченного целого, а пристраивались друг за
другом. Здесь наблюдается композиционный принцип
<формосложения>, характерный для всего
египетского искусства. Пилоны древнеегипетских
храмов - не фасад, а заслон, маскировка,
сокрытие. В отличие от античных, египетские
здания покрывались облицовкой либо гипсовой
обмазкой с росписью зеленой, желтой, красной
красками для создания впечатления огромной,
нерасчлененной, нетектоничной массы. Поэтому
египетские строители не обращали особого
внимания на правильность швов, рядов кладки.
Позднее греки изберут иной
принцип - ясной тектоники квадровой кладки из
правильно отесанных блоков камня, швы между
которыми приобретают конструктивное и зрительное
- тектоническое значение. Египтяне предпочитали
прямоугольный формат, что хорошо согласовывалось
с <кубической концепцией> скульптуры и
фризовым расположением росписей. Вместо конуса -
пирамида, вместо цилиндра - обелиск, взамен шара
- куб, что хорошо видно на примере оригинальной
гаторической капители. Перед пилонами храмов
устанавливались кедровые мачты с разноцветными
вымпелами, обитые золоченой медью, и статуи
фараонов, блокообразный характер которых хорошо
сочетался с архитектурой.
Монументальные статуи Древнего
Египта - лишь в небольшой степени скульптура, и
в еще меньшей - пластика. Как и росписи, они
создавались способом <формосложения> -
последовательными фронтальными и профильными
проекциями, попеременным смотрением спереди и
сбоку на массу каменного блока. Такие статуи в
сущности - соединение двух рельефов под прямым
углом. Отчасти это объясняется технологией.
Твердость материала препятствовала проникновению
вглубь, взгляд мастера скользил по поверхности.
При распиле и обработке камня примитивными
инструментами размеры статуи не имели
существенного значения. Надо было просто иметь
огромное количество дешевой рабочей силы и
времени. Но на Востоке, как известно, время и
силы не учитываются. Отсюда возникновение
гигантских монолитов. В этом отношении
египетский стиль вполне отражает особенности
страны и эпохи. В то же время тончайшие приемы
иррационального пропорционирования и учета
оптических иллюзий придавали мощным и простым
объемам впечатление жизненности. Наряду с
каноническими монументами фараонам появляются
отличающиеся тончайшей пластикой <гизехские
головы> или, <как живые>, статуи
сидящих писцов.
В эпоху Нового Царства напротив
Фив, на левом берегу Нила, создавался царский
некрополь - <Долина царей>. Заупокойные
храмы и гробницы разделялись. Храмы строились
внизу, на равнине, а гробницы, для сохранности
от разграбления, высекались в скалах и
маскировались. Классическим для этого времени
стал храм царицы Хатшепсут у скал Дейр-эль-Бахри
(XVIII династия, ок. 1500 г. до н.э.). Свой храм
царица поставила рядом с храмом фараона XI
династии Ментухотепа I, он повторял сочетание
пирамиды и колоннад, но был более грандиозным, с
множеством террас и статуй. Внутри полы
отделывались золотыми и серебряными плитами.
Двери - из кедрового дерева, с инкрустацией
золотом и слоновой костью. Стены имеют росписи,
для прочности и яркости красок они покрывались
<пульверизированным стеклом>. Статуи
инкрустировались, раскрашивались. Глазурованные
кирпичи с яркими красками растительного
орнамента, возможно, воспроизводили древний
обычай занавешивать глинобитные стены плетеными
циновками. Пальмовидные капители - прообраз
ионических капителей Древней Греции - украшались
глазурованными плитками и деталями из
позолоченной бронзы. Росписи полов часто
имитировали нильские заросли с цветущими
лотосами и порхающими птицами. Египетским
искусством был создан особый тип углубленного в
плоскость рельефа. Ощущение прочности, вечности
материала не позволяло воображению мастера
проникать в глубину камня и сосредоточивало его
пластические ощущения на поверхности, вдоль
контурных линий. Рельеф углублялся в плоскость -
при освещении сверху или сбоку, особенно на
ярком тропическом солнце, светотень создавала
игру светлых и темных контуров, а осязательное
чувство - иллюзию пространства (рис. 25). Нужно
провести рукой по поверхности египетского
рельефа, чтобы ощутить тончайшие подъемы и
углубления, едва уловимое волнение поверхности,
понять осязательный принцип работы мастера.
Исключительно сухой климат
способствовал традиции сплошной росписи фасадов
зданий, рельефов и статуй. В поздний,
эллинистический период скульптурные и живописные
образы становятся телесными, чувственными.
Изображения богини Исиды сближаются с типом
<Арсинои> и <Клеопатры> - дань
Египта античному миру, который в свое время
вышел из египетской цивилизации. Традиции
древнего египетского искусства были столь
сильны, что завоеватели этой страны, начиная с
персидского царя Камбиза II, свергнувшего в 525
г. до н. з. последнего египетского фараона
Псамметиха III, строили свои дворцы и храмы в
<египетском стиле> и изображали себя в
костюмах, позах и с регалиями древних фараонов.
Вместе с культами Осириса, Исиды и Гора формы
египетского искусства проникли в Рим.
В <Вечный город>
вывозились обелиски и статуи. Формы искусства,
отражавшие величие империи фараонов Нового
Царства, как нельзя лучше соответствовали
притязаниям императоров Рима, а экзотика и
мистика египетских культов делали их
притягательными для многих людей.
<Египтизирующее искусство> было в моде, об
этом свидетельствуют росписи Помпеи. Но
подлинное открытие египетского искусства
началось только в XIX в. после Египетского
похода Наполеона Бонапарта. 19 мая 1798 г. 328
кораблей французского флота двинулись через
Средиземное море в Египет. Кроме армии, на
кораблях находились 175 ученых разных
специальностей. Художественную часть экспедиции
возглавлял барон Доминик-Виван Денон
(1747-1825), рекомендованный Бонапарту
императрицей Жозефиной в качестве рисовальщика.
Случилось так, что легкомысленный писатель,
любитель прекрасного пола и дилетант во всех
видах искусства, Денон оказался в роли
открывателя египетского искусства. Будучи уже
немолодым человеком, во время боев, под пулями,
он зарисовывал храмы, рельефы, надписи. Военный
поход закончился неудачей, но Наполеон успел
основать в Каире <Институт Египта>, и
Денон заведовал художественным департаментом
музея. Тогда же был найден знаменитый Розеттский
камень. В 1802-1813 и 1818-1828 гг. в Париже
издавалось <Путешествие по Верхнему и Нижнему
Египту> (10 томов текста и 12 томов гравюр по
рисункам Денона). В 1809-1813 гг. появилось
<Описание Египта> Ф. Жомара в 24 томах,
иллюстрированное гравюрами с рисунков Денона.
В 1809 г. был опубликован
альбом гравюр <Египетские памятники>
англичанина У. Р. Хэмилтона. Египетские мотивы
(франц. retour d'Egypt - <возвращение
Египта>) стали частью французского стиля
Ампир, как и в Древнем Риме, они использовались
для выражения имперских идей. Обелиски, сфинксы,
цветы лотоса и папируса превратились в декор
французской мебели Ж.Жакоба, севрского фарфора,
бронзовых изделий мастерской П.-Ф.Томира,
архитектурных проектов Ш.Персье и П.Фонтена. Еще
ранее, в 1770-х гг., черную <базальтовую>
глинокаменную массу, созданную английским
керамистом Дж. Веджвудом, назвали
<египетской>. В 1822 г., изучив надписи
Розеттского камня, Жан-Франсуа Шампольон
(1790-1832) разработал принцип дешифровки
египетских иероглифов. В 1817 г. Джо-ванни
Баттиста Бельцони (1778-1823) исследовал
гробницы в Долине царей в Фивах, проник внутрь
пирамиды Хефрена в Гизе. В 1820 г. Бельцони
организовал выставку египетских древностей в
Лондоне. В Англии коллекционером произведений
искусства Египта был Х.Слоун. В 1822 г. Ж.-Ф.
Шампольон организовал Египетский музей в Турине,
Италия. В 1825 г. Египетский музей создан в
Петербурге. В 1839 г. Британским музеем у
шведского консула в Египте Джованни д'Анастази
приобретена коллекция из 50 папирусов и 107 стел
(отсюда название <папирусы Анастази>). В
1842 г. прусский король Фридрих Вильхельм IV
снарядил экспедицию в Египет. Ею руководил Карл
Рихард Лепсиус (1810-1884), основатель научной
египтологии. Лепсиус определил понятие
<Древнего царства>, открыл многие
пирамиды, мастабы. По материалам экспедиции
Лепсиуса изданы <Египетская хронология>
(1849) и <Книга египетских фараонов>
(1850). В 1865 г. в Берлине открыт Египетский
музей. В 1850 г. в Египет прибыл французский
археолог Франсуа-Огюст Мариэтт (1821-1881). Он
проводил раскопки в Фивах, Абидосе, Саккара. В
Мемфисе открыл Серапеум. Для предотвращения
разграблений гробниц фараонов Мариэтт в 1858 г.
основал в Булаке Египетский музей. В 1902 г.
музей переведен в Каир. Египтяне, благодарные
Мариэтту за то, что его заботами спасены многие
памятники истории и искусства, поставили ученому
памятник в саду Египетского музея.
В 1881-1916 гг. директором
Египетского музея был выдающийся французский
археолог Гастон Масперо (1846-1916). С 1881 г.
раскопки в Египте проводил англичанин Уильям
Флиндерс Петри (Питри; 1853-1942). В дельте Нила
У. Петри открыл греческую колонию Навкратис,
тщательно обмерил великие пирамиды в Гизе,
создал научную методику датировки
археологических памятников. В 1922 г.
сенсационное открытие в Долине царей сделал
Хоуард Картер (1873-1939). Он сумел найти
неразграбленную гробницу фараона Тутанхамона
(1342 г. до н.э.;).
Находки археологов своей
необычностью, яркостью, красочностью,
выразительностью стиля привлекали художников.
Элементы <египетского стиля>
использовались во Франции в период Второго
Ампира и на протяжении всего XIX в. в русле
романтического мышления периода Историзма. Они
возрождались в камерных формах и в архитектуре
Модерна рубежа XIX-XX веков. Уникальное для
русского исскусства первой трети XIX в.
соединение Классицизма и Романтизма создало
предпосылки для развития <египетского
стиля> в классицистической архитектуре
Петербурга. В России основателем египтологии был
Б.А.Тураев (1868-1920), продолжателем - его
ученик В.Струве. В 1911 г. для строящегося Музея
Изящных искусств в Москве приобретена
замечательная коллекция египетского искусства,
собранная В. Голенищевым (1856-1947). Авторами
увлекательных книг по истории искусства Древнего
Египта являются Н.Флитнер, М.Матье, В. Павлов.
<<
НАЗАД В СПИСОК СТАТЕЙ